Про організацію

Громадська організація «Асоціація підприємців м. Києва» була створена під назвою «Асоціація власників малого бізнесу та малих архітектурних форм» 19 листопада 2009 року. Організацію було перейменовано в 2012 році у зв’язку з розширенням сфери діяльності.

Читать полностью...
Нормативно-правова база

Акти Кабінета Міністрів

Наші сторінки

Новые принципы получения разрешений для бизнеса пока не работают



Чем декларативный принцип получения разрешений отличается от принципа молчаливого согласия и можно ли воспользоваться ими уже сейчас.

Иллюстрация http://www.sxc.hu
Формулировка термина “принцип молчаливого согласия” содержится в Законе №1759 от 15.12.09 г. “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса в Украине” (вступил в силу 30.12.09 г.). Она же перекочевала в Закон №1869 от 11.02.10 г. “О внесении изменений в Закон Украины “О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности” (вступил в силу 01.04.10 г.) В этом же Законе приведена и формулировка термина “декларативный принцип”. Однако в этих документах прямо не говорится, что отныне при получении разрешений предприниматели имеют право воспользоваться принципом молчаливого согласия и декларативным принципом, а сами определения достаточно путаные.Немудрено, что не только чиновники, но и предприниматели либо принимают один принцип за другой, либо полагают, что это одно и то же. При применении этих правил подход правда, единый: субъект хозяйствования ответственность за ведение бизнеса берет на себя, а вот механизмы разные. Другой вопрос, что оба эти принципа еще не работают.

Непротивление сторон

Принцип молчаливого согласия означает, что предприниматель, намеревающийся получить разрешительный документ (к таковым, кроме самого разрешения, относятся решение, согласование, вывод экспертизы и т.д.), обращается с заявлением в разрешительный орган — райсовет (райгосадминистрацию), единый офис в них, если таковой имеется, или территориальное отделение соответствующего министерства и ведомства. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о том, что материально-техническая база предприятия полностью соответствует требованиям, необходимым для получения разрешительного документа. Если в 10-дневный срок со дня получения заявления разрешительный орган не отреагировал на обращение субъекта хозяйствования, такая бумага считается выданной по умолчанию.

Но данный алгоритм действий — больше теория, поскольку в нем отсутствуют необходимые практические элементы. Во-первых, не установлен порядок такого обращения, во-вторых, не утвержден перечень видов хоздеятельности (видов разрешений), на которые распространяется принцип молчаливого согласия. Впрочем, Наталия Королевская, председатель профильного Комитета ВР, утверждает, что воспользоваться данным принципом можно. Мы обзвонили предпринимательские объединения во всех регионах Украины и выяснили, что получение разрешений по умолчанию пока не началось. Возможно, потому, что с момента вступления в силу Закона №1869 прошло слишком мало времени, а может быть, и потому, что предпринимателям дают от ворот поворот.

Тем временем Госкомпредпринимательство издало несколько разъяснений относительно применения данного принципа, суть которых можно свести к тому, что данная процедура не избавляет субъект хозяйствования от необходимости получения разрешения и проведения связанных с ним проверок, обследований и т.п. Впрочем, пояснения Госкомитета кое в чем оказались полезными. Например, в том, что, как выяснилось, “хитрые” предприниматели, отказывающиеся принять решение разрешительного органа о невыдаче разрешения, принципом молчаливого согласия воспользоваться не могут (см. “Разъяснения…”).

Декларация обязанностей

Суть декларативного принципа состоит в том, что для получения разрешения субъект хозяйствования должен заполнить декларацию о соответствии материально-технической базы предприятия требованиям законодательства. Будучи принятой разрешительным органом, декларация дает право предпринимателю работать без получения разрешения, ибо сама является разрешением. Логика в этом есть: утвердительно ответив на содержащиеся в декларации вопросы, субъект хозяйствования, по сути, делает работу разрешительных органов, самостоятельно оценивая свое хозяйство на соответствие законодательным нормам. В этом случае представителям госорганов остается проверить, действительно ли предприниматель рассказал правду. Отметим, что разработка таких опросников (их еще называют чек-листами) — требование “надзорного” Закона. Обусловлено оно тем, что в ходе планового контроля предприятие должно проверяться по строго определенному перечню вопросов, а не “взагалі”. Кабмин издал распоряжение №153-р от 27.01.10 г., обязав министерства и ведомства подготовить чек-листы до 27 апреля 2010 г.

Что же касается внедрения декларативного принципа в разрешительной системе, то в соответствии с Законом №1869 Кабмин должен был утвердить форму декларации в день вступления документа в силу, что сделано не было. Декларативный принцип работает лишь по отношению к разрешениям, выдаваемым органами Госпожнадзора. МЧС, в состав которого входит “пожарный” департамент — единственное министерство, утвердившее постановлением Кабмина №17 от 11.01.06 г. именно такой порядок получения разрешения на начало работы предприятия и аренду помещения. Срок действия декларации ограничен сроком действия договоров гражданской ответственности перед третьими лицами. Но органы Госпожнадзора, по словам Виталия Сальвы, председателя черниговского городского профсоюза “Підприємець”, часто не регистрируют декларацию, если к ней не приложены подтверждающие документы, например, копии договоров гражданской ответственности. “Логику пожарных понять трудно, ведь правдивость сведений, изложенных в декларации, проверяется путем выезда на предприятие. Наши доводы о том, что Закон о разрешительной системе не предполагает подачи каких-либо других документов, не принимаются”, — говорит г-н Сальва.

Законодатель — о подходах

Наталия Королевская, председатель Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства:

— Принцип молчаливого согласия вступил в силу, и предприниматели могут им пользоваться. Отсутствие постановления Кабмина, устанавливающего перечень видов хозяйственной деятельности, на которые распространяется данный принцип, Закон не отменяет — наоборот, позволяет применять его максимально широко. К сожалению, декларативный принцип пока не работает — Кабмин до сих пор не утвердил ни форму декларации, ни перечень видов деятельности, подпадающих под действие данной нормы. У власти есть все инструменты для завершения начатых реформ по упрощению условий ведения бизнеса: выстроенная исполнительная вертикаль подкреплена контролем над парламентом. Ждем реальных шагов. На рассмотрении в Комитете ВР находится много важных законопроектов, которые необходимо принимать в кратчайшие сроки. Речь идет о сокращении количества лицензий и контролирующих органов, о внедрении системы государственной электронной регистрации субъектов хозяйствования, о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях об увеличении ответственности чиновников и предпринимателей за нарушения при выдаче разрешений и др. Однако более важной задачей является внедрение уже действующих законодательных норм: на 2010-2011 гг. Кабмину обеспечен колоссальный “фронт работ” в этом направлении. Стартовавшая реформа — дело не одного года, в этом вопросе очень важна преемственность: каждая новая власть должна брать все лучшее у предшественников и делать несколько шагов вперед. Тогда у нашей страны действительно появится шанс на развитие и вхождение в число стран — лидеров по уровню ведения бизнеса.

По материалам: http://www.prostobiz.ua



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить